воскресенье, 26 января 2014 г.

Формирование поликультурной личности младшего школьника



Формирование поликультурной личности младшего школьника через внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС
Юзеева Е.В., учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №32» города Кургана
В гимназии принята Программа развития «Школа поликультурного образования»,  поэтому проектируя свою систему внеурочной деятельности, реализуемую в 3 классе на основе ФГОС, учитываю задачи, принципы и ожидаемые результаты этой программы.
В стандартах второго поколения большое внимание уделяется внеурочной деятельности учащихся. Она включает в себя разные виды: кружки, секции, посещение библиотек, музеев, театров и разнообразных выставок. Целью Программы развития является формирование поликультурного пространства гимназии, использующего различные способы оптимального и интенсивного вхождения обучающихся в мир науки и культуры.

Поставленную цель, формирование осознанных позитивных ценностных качеств личности обучаемого по отношению к российской культуре и воспитание уважения к истории и культуре других народа и этносов, я реализую через посещение учащимися «Областной детской библиотеки». Раз в две недели библиотека  проводит для нас мероприятия на разные темы. Занятия проходят в активных формах, в конце занятии детям показывается мультфильм, проводится викторина и т.п. Ребятам очень интересно на этих мероприятиях. Они получают большое количество информации и по пути обратно обсуждают заинтересовавший материал. Также после окончания мероприятия весь класс идёт выбирать себе книги. Так совместно с библиотекой мы прививаем любовь и уважение к книгам и чтению.
Дети имеют возможность выбирать книги в старшем абонементе - это около 76% детей. Это ребята, которые хорошо умеют читать и зарекомендовали себя с положительной стороны. За 2 последних года ребята прочитали из взрослого абонемента такие книги как, Н.Носов «Незнайка и его друзья», «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на луне»;  Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»; Алан Александр Милн «Винни Пух и все-все-все»; все части «Гарри Поттера» Джоан Роулинг, Джон Рональд Руэл Толкин «Хоббит»; Люк Бессон «Артур и минипуты», «Артур и запретный город», «Артур и месть Урдалака».
Для привлечения детей к российской и зарубежной музыкальной культуре родителями класса был приобретён абонемент в «Курганскую областную филармонию». Раз в четверть весь класс ходит на спектакли, проходящие в «камерном зале». Этот зал небольшой и учащиеся находятся довольно близко к сцене. Ученики не только смотрят представление, но и участвуют в нем. Артисты филармонии  рассказывают истории известных писателей разных стран. Спектакль проходит в необычной форме для детей, артисты на сцене то поют, то разговаривают и не только между собой, но и задают вопросы залу. После спектакля ученики высказывают своё мнение через рисунок или письменный отзыв.
Внеурочная деятельность включает в себя классные часы. Одна из форм классных часов - посещение областного краеведческого музея. В музее часто сменяются выставки, каждый год ходим в планетарий, и каждый раз нам рассказывают что-то новое, интересное, неизвестное нам. По возможности после уроков окружающего мира и истории мы ходим в музей, так как там можем рассмотреть экспонаты, посвящённые нашей теме урока, например: обитатели разных экосистем. Ученикам рассказывают о лесе, луге, болоте и показывают чучела животных каждой экосистемы отдельно; можно посетить выставку быт древних людей, рассмотреть вещи, одежду, посуду, мебель наших предков вживую, а не на иллюстрации.        
Толерантность, коммуникабельность, доверие и миролюбие – эти темы мы обсуждаем на классных часах. Как отличить добро и зло; зачем нужно быть вежливым; отчего зависит настроение; о вреде и пользе лекарств; говорим о режиме школьника; о неразлучности детей и взрослых и т.д. На классных часах рассматриваем разные вопросы и находим на них ответы. Каждый год на День Победы  всем классом идём к «Вечному огню» возложить цветы в память о погибших в Великой Отечественной войне.
 Результатом системы внеурочной деятельности является формирование поликультурного мышления у детей, освоение актуальных культурных норм и принятие общезначимых образцов деятельности и поведения.
  

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...