понедельник, 20 января 2014 г.

Формирование у обучающихся начальной школы поликультурной компетенции



Формирование у обучающихся начальной школы поликультурной компетенции
Ражапова Лилия Габдинуровна, 
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №32» города Кургана

Современное общество – это общество многообразия культур. Поскольку само общество характеризуется поликультурностью, то и образование, как институт социализации, обладает той же направленностью. В связи с этим возникла необходимость в развитии поликультурного образования  как одного из главных факторов освоения, сохранения и развития культурного наследия человечества и укрепления межнационального сотрудничества. Под поликультурном образованием понимается формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
В школьном обучении первым основополагающим этапом в формировании поликультурной личности является начальное звено. Дисциплины начального обучения представляют собой определенную систему знаний, ценностей и способов деятельности, которые обеспечивают развитие понимания и принятие обучающимися не только фундаментальных понятий, но и знаний культуры, то есть особенностей народа, языка, религии, традиций.

В своей педагогический практике я, как и любой педагог, реализую  принципы поликультурного образования посредством преподавания учебных предметов и системы классных часов.
На уроках русского языка поликультурным признаком являются историко-филологические аспекты разных народов: при изучении темы «Алфавит» рассматриваем не только знаки русского языка, но и других наций. Данный вид работы готовит ребенка к активной аналитической деятельности, которая позволяет сохранять  свою социально-культурную идентичность и уважать иные культурно – этнические общности.
Тематика литературного чтения позволяет через фольклор, авторские произведения рассматривать обычаи, традиции разных народов мира. Основным в изучении таких тем является положение о том, что этнические культуры - это богатство всех людей, населяющих страну, что общенациональная Российская культура есть продукт исторического взаимообогащения и взаимопроникновения этнических культур.
В системе уроков математики мы с ребятами рассматриваем исторические справки достижений различных народов мира. Это позволяет осознать обучающимся, что знания слагались различными культурными общностями, что формирует уважительное отношение ко всем людям без исключения.
Практически на каждом уроке окружающего мира я формирую у ребят поликультурные качества, кроме того в рамках данного предмета изучается ряд тем полностью посвященные этнокультурной толерантности, а именно: «Части света», «Человечество», «Города и страны», «Расы». Кроме того, в гимназии реализуется региональный компонент, за счет которого я углубляю и расширяю знания обучающихся о поликультурном сознании. В результате проведения такой работы у ребят появляются новые интересные и необычные знания о разных народов мира, их традициях, образе жизни; вырабатывается уважительное отношение к ним, а значит, развивается толерантность.
На уроках технологии и изобразительного искусства мы рассматриваем достижения в области художественного творчества людей всего мира, что позволяет детям увидеть самобытность культур разных народов, формировать умение бережно относиться к национальным ценностям, этническим особенностям, осознать необходимости сохранения культуры мира в целом.
Главной целью моей системы классных часов «Толерантность» является развитие у школьников навыков межкультурной компетенции: чувствительность к культурным различиям, признание уникальности культуры каждого народа, терпимость к другим культурам, гибкость в принятии альтернативных решений и отсутствие пренебрежения в общении с представителями других культур.
На уроках я предпочитаю использовать разные формы учебной деятельности: словесные методы (объяснение, эвристическая беседа, дискуссия); методы работы с текстом (интерпретация); практические методы (моделирование, проектирование, упражнение, тренинг); рефлексивные методы (анализ, проблематизация). Выбор формы зависит от дисциплины и темы урока.
Проведя анализ поликультурного образования в классе (анкетирование, наблюдение за поведением ребят), я пришла к выводу, что за счет использования  вышеперечисленных методов, форм работы дети стали более толерантны, внимательны к ценностям других народов.
Поликультурное образование - это образование, которое благодаря тесному взаимодействию представителей различных культур и этнических групп образует своеобразный сплав культур, взамен множества индивидуальных культур, единой культуры, и, следовательно, возникает новая групповая идентичность. Современная модель поликультурного образования предполагает уважительное отношение к индивидуальным культурам, сосуществование и взаимопроникновение культур, а также получение нового опыта, опирается на идею сохранения своеобразия традиций и ценностей представителей разных народностей. Субъекты образовательного процесса, наряду с получением опыта межкультурного взаимодействия, обогащают и пополняют свой культурный багаж.
В заключении отмечу, включение в образовательный процесс принципов поликультурного образования – это обучение и воспитание каждого ребенка в духе понимания, признания и уважения собственной расы, национальности и культуры, преодоления стереотипов и однозначности мышления, акцептирования и уважения иных точек зрения, обычаев и ценностей.

Список использованных источников
1.                Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...