воскресенье, 2 февраля 2014 г.

Диалоговое обучение как средство организации поликультурного пространства на уроках литературы



Диалоговое обучение   как средство организации поликультурного пространства на уроках литературы
Лямина Е.А., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №32»
        Примите нас разными как цвета долгожданной радуги…
                                                                                                                                                                                              И. Желнов

Много лет назад в практику образовательной деятельности вошел термин «толерантность». Сегодня наши ученики должны видеть не только особенности культур разных народов, но и научиться «воспринимать мир как совокупность сложных взаимосвязей и понимать, что нарушение одной из них может привести к глобальной катастрофе». Современная школа значительное внимание   уделяет  проблеме формирования  поликультурности учащихся.
Содержание поликультурного образования должно отражать идеи гуманизма, содержать информацию о самобытности культур народов, демонстрировать то общее, что позволит всем жить в мире, способствовать пониманию взаимозависимости народов в современных условиях. Изучение предметов гуманитарного цикла предполагает использование во всех аспектах языка креативного освоения действительности, становление личностного, пристрастного, автономного отношения к культурным реалиям.

Главной целью при изучении литературы становится подготовка квалифицированного читателя, способного глубоко и эстетически полноценно воспринимать текст как особый знак, язык автора, оценивать его, то есть переводить нравственно-эстетический потенциал того или иного произведения в глубокий личностный план («язык смысла»). А это и воспитательный, и эстетический аспекты предмета, реализующиеся на уроке через диалог культур, учеников, предметов.
 Диалоговый подход позволяет идти от века к веку, от автора к автору, от  родной культуры к российской и далее – к мировой.  Программа по литературе   В. Я. Коровиной для 6 класса ведет ученика от лирики татарского поэта Г. Тукая, балкарского поэта К. Кулиева к мифам Древней Греции, Гомеру, Ф. Шиллеру, А. де Сент-Экзюпери.   Это помогает формировать в сознании детей и молодежи целостную картину мира и повышать их общий культурный уровень. На “ встрече” культур учащиеся более ярко и наглядно увидят своеобразие родной культуры и то общее, что объединяет эти культуры.
Одним из источников и средств поликультурного воспитания являются фольклорные произведения. При изготовлении иллюстрированных книжек-малышек , познакомившись с героями и образами русских народных сказок, поняв их  символику, учащиеся на деле убеждаются   в справедливости утверждения о единстве сказочного мира и законах построения сказок.  На уроке внеклассного чтения «Сказки народов России» учащиеся, знакомясь с зарубежными  сказками  (Сказка народов Северного Кавказа «Общее счастье»), приходят к выводу, что все народы, независимо от национальной принадлежности, стремятся к счастью, ценят добро, взаимопомощь, трудолюбие и смекалку. В качестве домашнего задания учащимся предлагается составить рассказ на тему “Почему в сказках разных народов представления об идеалах сходны?”,  составить словарик со словами, отражающими высокие моральные качества людей. А  используя народную мудрость (крылатые выражения, пословицы, поговорки), готовят свою сказку, объединяя в одном произведении  людей разных наций, народностей.  
Внеурочная работа, организация исследовательской  деятельности обучающихся  («Влияние жанра сказки на менталитет нации»,  Кокорина Д;  «Образ кошки в зауральском фольклоре в сопоставлении с английскими народными сказками», Перовская Я, призер регионального конкурса «Литература Зауралья») позволяет  вести диалог культур,  явится средством формирования умения жить в многонациональной стране.
Есть еще один аспект диалога, который позволяет проникнуться уважением к каждому культурному пласту, действительно глубоко понять книгу можно лишь в процессе диалога разных ее героев и читателей. Так при изучении  в 8 классе романа Пушкина А. С. «Капитанская дочка» использую нестандартную форму урока  обобщения знаний – суд над Пугачевым. Чтобы современные подростки смогли осмыслить жизнь крестьян 18 века, понять причины  и истоки восстания, даю возможность выступить на «суде» не только Гриневу, Швабрину, но и  представителям национальных меньшинств: татарам, башкирам. Ролевая игра заставляет мыслить, сопоставлять, пользоваться ЗУНами, полученными на смежных учебных занятиях.    

Формирование поликультурной компетентности учащихся возможно на уроках по зарубежной литературе. Это творческие переводы  в старших классах с русского языка на английский язык, с английского  языка на русский. Такая форма работы при изучении сонет В. Шекспира, стихов Д. Байрона позволяет расширить кругозор школьников, погрузиться в атмосферу единого для всех народов состояния нравственной чистоты, гармонии.

Творческое погружение в культуру позволяет учителю  создать  творчески развитую, поликультурную  личность. Так изучение произведений Н. В.Гоголя позволяет не только окунуться в мир «красок и страшных историй», но и осознать поступки героев, сопоставить их с личным опытом ребенка. Поступки Тараса Бульбы из одноименного произведения, чувства и мотивы его сына Андрия позволяют дискутировать на извечные темы: любовь,  дружба, истина, вера, патриотизм. «Андрий – предатель или…?», «Тарас – сыноубийца. Мог ли он поступить иначе?». Знания об эпохе, национальном колорите позволяют вести сравнительный анализ поступков героев Гоголя и Лермонтова («Песня про купца Калашникова»), выделить  общие черты героев разных народов.

Данный вид работы представляет собой выполнение творческих заданий по культуре народов:
- собрать информацию, найти фотографии по особенностям одежды (Л. Толстой «Кавказский пленник», Гоголь Н. В «Ночь перед Рождеством»)
 - найти описание жилища (Гоголь Н. В. «Тарас Бульба», Тургенев И. С. «Записки охотника»)
- инсценировать отрывок литературного произведения, характерного той эпохе, о которой идет речь;
- сочинение собственного хокку, отражающего тонкую душевную организацию японцев, манеру недоговоренности восточных народов

Знакомство учащихся с языком, культурой, бытом других народов позволит на практике сформировать принцип бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества. На уроках «Литературного краеведения»  поликультурное образование возможно через уроки – исследования жизни  народов, живущих рядом, заочные экскурсии в этнос, культуру (песни, свадебные обряды, игры) народов Зауралья, «круглые столы»,  уроки-посиделки, уроки-аукционы  и т. д.  

 На таких уроках школьники учатся сотрудничать и узнают ценность сотрудничества, необходимость и ценность другого собеседника (ровесника и взрослого), несущего иной взгляд, иную логику, но этим и интересного, важного. В таком контексте поликультурный диалог приобретает качества взаимообогащающего   диалога. Рассказы В. Потанина, стихи и песни  Л. Тумановой, сказки Л. Куликова и др. рождают в душе подростка важные ассоциации, заставляют думать, прислушиваться к мнению других.

Школьные годы – это, пожалуй, самая трудная и ответственная пора становления человеческой личности. Душа подростка  подобна хрупкому и очень нежному инструменту, с которым надо общаться бережно, чтобы вдруг не задеть больно струн, которые так эмоционально реагируют на самые, казалось бы, незаметные жизненные ситуации. Необходимо добиваться того, чтобы струны эти звучали чисто и ясно, чтобы не было глухого тона, чтобы ни одна крупица ржавчины не коснулась их. И вот здесь искусство, литература, диалоговое обучение  могут сыграть неоценимую роль - сформировать у ученика глобальное понимание исторической и межкультурной  ценности каждой нации, каждого народа и каждой отдельно взятой личности. Поликультурное образование поможет  нашим  детям  не превратиться  в добровольных «манкуртов» -  людей, не помнящих родства (Ч. Айтматов «Белый пароход»), не оказаться  в ситуации, описанной американцем Р. Брэдбери в рассказе «Каникулы».


Литература:
1.       Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур // Педагогика. — 2000. — № 2. — С. 105—107. 
2.       Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках.
4.       http://vsemsmile.ru/chto-takoe-politkulturnoe-obrazovanie/










Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...